Yitro 5764
 
http://www.cmy.on.ca/toraportions2000/shemot/russian/yitro5764.htm
Конгрегация Мелех Израэль, Торонто, Канада
www.cmy.on.ca
cmy@ca.inter.net
 
Не убивай…

Диврей Тора Итро (Итро):

*    Шемот \ Исход  18:1-20:23
*    Йешайяh
у \ Исайя 6:1-7:6; 9:5-6
*    Матитьяh
у \ Матвея 5:17-32
*    Donate On-Line (
Here)

При чтении главы Итро нетрудно заметить  то основное,  что выделяется  в этой главе, избранной нашими мудрецами для  чтения  на этой неделе. Вне всякого сомнения, этим кульминационным пунктом является дарование Г-сподом Асерет Ха Диброт – Десяти Слов, известных  также как Десять Заповедей. И сейчас вы уже знаете,  что  мне следовало бы прокомментировать  каждую отдельно взятую Заповедь из Асерет Ха Диброт. Но, отдавая должное главе Итро, также  стремясь эффективно использовать отведенное место, я собираюсь прокомментировать  лишь одну Заповедь (Дабер). Именно об этой Заповеди велел мне Г-сподь   говорить сегодня с вами.  Я полагаю, что  я достаточно подробно  осветил  четвертую Заповедь в информационном бюллетене  нашего сайта. Вы найдете это  в  приложении к Девар Тора:  в комментарии к  недельной главе  Торы и в рубрике Remember the Shabbat  - помни день Субботний.

Шемот (20:13)  Не убивай.

Высшая  мера  наказания - смертная казнь -  является  весьма щекотливой и спорной темой  в современном обществе.  В Канаде смертная казнь отменена, и канадские власти не станут выдавать гражданина  Канады, обвиняемого в совершении  убийства, в иную страну,  в которой  смертная  казнь  является  мерой пресечения и еще не отменена. Думаю, что этого вполне достаточно для комментирования Шестой Заповеди.

В  английском переводе Библии, выполненном королем  Иоанном (The King James Version) в тринадцатом стихе двадцатой главы (Шемот)  говорится: Не убивай (Thou shall not kill). И вот на этом самом месте очень многие люди  разрывают свои отношения с Б-гом. У них возникает вопрос: почему в одной части  Библии  Ха Шем  велит нам не  убивать, в то время как в другой части Он дает указания  сынам Исраэйля   не  только убить Канаанян,  но  и стереть  с лица земли  мужчин, женщин и детей, включая весь  их домашний   скот. Надо разобраться в этом…  Проблема заключается в том, что английское слово «kill» (убивать, лишать жизни) переведено в King James Version  несколько неверно с оригинального  слова в иврите. Сами  издатели  признали  свою ошибку и  исправили ее в  своем  новом  издании New King James Version:  использовали  слово «murder».  Исходное слово  в иврите,  использованное в этой строфе  это «ратсах»,  которое в Иврите чаще всего используется  для  обозначения предумышленного  убийства человека. Но  когда Г-сподь  велел  сынам Исраэйля убивать Канаанян,  то  Он использовал слово иврита « мут»,  которое используется в значении «казнить».

Убийство – это  лишение человека жизни насильственным путем либо любыми  другими способами. Это является  великим грехом по отношению к Б-гу, который  является Создателем  всей жизни и Он,  только Он  держит в своих руках ключи  от жизни и смерти. И  мы знаем, что Он не позволяет совершать безнаказанные убийства.

Шемот (21:12) Кто ударит человека  так,  что  тот  умрет,  да будет он предан смерти.

Итак,  мы  не должны с  вами  путать значение слова «ратсах»  со значением слова «мут».  Первое из них означает убийство,  второе – казнь. Очевидно, Г-сподь  считал в Своей божественной  мудрости и познании,  что Канааняне были повинны  в  совершении тяжелого преступления,  за  которое они должны  были  понести наказание - смертную  казнь.  Рав Шауль (Павел) по этому вопросу:

Римлянам  (13: 1-4) Каждый из вас должен быть послушен руководящим властям, поскольку нет власти, которая не была бы от Б-га, а существующие власти были установлены Б-гом. Потому всякий, кто  противится властям, противится тому, что установил Б-г; а противящиеся навлекут на себя осуждение. Ведь правители страшны не для тех, кто поступает правильно, но для тех,  кто поступает дурно. Ты хотел бы не бояться человека, облеченного властью? Тогда просто делай добро, и ты завоюешь его одобрение, так  как  он Б-жий слуга, ради твоего блага. Но если делаешь зло, бойся! Потому что не напрасно в его руках власть меча;  так как он Б-жий слуга, чтобы наказывать делающих зло.

Вы видите, о чем здесь говорит нам Рав Шауль?  Он говорит, что Г-сподь наделил людей, облеченных властью, правом и ответственностью вершить суд  по  поручению Г-спода. Подобно тому, как Г-сподь передал этим людям право защищать Своих людей  и воевать, защищая  их.  Г-сподь  не является Б-гом войны, Он – Б-г мира,  но  иногда Он  позволяет  войны и даже поощряет их как  средство   осуществления Своей справедливости.  И  война Исраэйля с Канаанями  является блестящим примером  этого.

Заповедь «Не убивай» было  дана  нам для того,  чтобы  мы  жили в  мире  с  нашими соседями.  Более  высокая  цель этой заповеди  - это  высоко ценить и почитать как священную  жизнь, которую Ха Шем  даровал нам. Он единственный,  кто дает жизнь и,  следовательно,  Он  и только Он может забрать жизнь.   Тем не менее, как   сказал  нам Рав Шауль,  иногда Г-сподь  возлагает  эту ответственность  на  тех,  кого  Он  наделил  властью, например,  правительства.

В Брит Хадаша (в Новом  Завете) мы  читаем, что Йешуа не только  подтвердил  эту Заповедь,  запрещающую убивать, но  также Он объяснил ее духовное значение и ее духовные последствия.

Матитьяhу (5:21-22) Вы слышали,  что нашим отцам было сказано: «Не убивай», и что  всякий убивающий будет осужден. А я говорю вам, что всякий таящий злобу  на своего брата, будет осужден.

Этим Г-сподь не ожидает   осуществления   физического убийства  перед решающим судом. Убийство, о котором говорится здесь,  может происходить в уме людей, и последствия этого  смертоносны: духовная смерть подобна физической смерти в том, что  физическая  смерть является результатом физического убийства.

Давайте задумаемся на минутку…  Сколько из нас, читавших сегодня Девар Тора,  мысленно убили официанта, который слишком долго нес заказ, или  автомеханика, который не починил автомобиль должным образом, или кассира в бакалейной лавке?  Кто из нас не убивал в мыслях своего босса или подчиненного?  Сколь многие из нас убивали членов своей семьи или, еще хуже,  убивали Б-га?

Г-сподь знает, что Он творит. И  мы не в наших силах указывать Ему о критериях,  составляющих  праведное   общество.  Асерет Ха Диброт – это  Его слова, это Его инструкция для нас.   И я надеюсь, что я  пролил  свет для вас в вашем понимании  шестой Заповеди.

*****************************
Барух Ха Шем!
Рабай Яков Фарбер

Adoneinu Halleluya

Hallelujah to our L-rd, our Teacher, our Rabbi, "YESHUA" King Messiah for ever and ever!!!

272 Rannee Ave Toronto, Ontario, Canada M6A-1N6, Tel: 416-785-7612

Shalom Shalom ...



Сайт управляется системой uCoz