http://www.cmy.on.ca/toraportions2000/bereshit/parashot/noach5765/noach5765ru.htm (Online version)
Конгрегация Мелех Израэль, Торонто,
Канада
www.cmy.on.ca / cmy@ca.inter.net
«Тора говорит… »
Диврей Тора Ноах:
* Берешит / Бытие
6:9-11:32
* Йешайяhу / Исаия 54:1—55:10;
66:1-24
* Кефа Алеф / Петра 3:18-22
* Donate On-Line (Here)
В нашем чтении Писания на этой неделе имеется несколько отрывков, которые я хотел бы привести вашему вниманию, поскольку я нахожу их весьма интересными и побуждающими к обсуждению. И поэтому я собираюсь поговорить с вами об этих отрывках и объяснить кое-что.
Берешит (6:11) И растлилась земля пред Б-гом, и наполнилась земля злодеянием.
На первый взгляд, все в этом стихе кажется понятным. Ха Шем уничтожил все живое на земле, поскольку вся земля была наполнена пороком и жестокостью. Но когда мы читаем оригинальный текст на древнееврейском языке, то находим некоторые вещи очень интересными. Слово, которое избрал Г-сподь для определения жестокости и насилия, звучит на древнееврейском как «Хамаз». Поскольку нам, носителям английского языка, практически невозможно произнести гортанный звук «ch» как в слове «Bach», то и слово «хамаз» в английском языке обычно пишется и произносится через «h»: «Hamas». И случайно ли группы террористов, которые наводнили мир и которые постоянно наносят удары государству Израиль, называются Хамаз? И все происходящее в современном мире является явным признаком знамения времени, разве это не может стать предвестником еще одного знамения, данного Г-сподом Своим людям, признаком Его грядущего возвращения?
И вот следующие несколько стихов, что я собирался привести вам:
Берешит (7:1-2) И сказал Г-сподь Ноаху: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя Я увидел праведным предо мною в этом поколении. И изо всякого скота чистого возьмешь себе по семи: самца с самкою, а из скота, который нечист, по два: самца с самкою.
В то время, когда я читал эти строки, на ум мне пришли две мысли: первая, как Ноах мог знать, какие из животных чистые (таhор), а какие нечистые? Тора была еще не дарована людям; да и Авраhам еще не был рожден. И не было даже понятия, что же такое «Исраэйль», и не было еще ни одного еврея на земле. Однако из хроник сотворения мира мы видим, что понятия «таhор» (ритуально чистый) и «тамей» (ритуально нечистый) в отношении животных были известны уже в те времена.
Вышеприведенный факт навел меня на другой вопрос: если знания о таhор и тамей предшествовали нации Исраэйля, дарованию Торы и появлению самых первых евреев, то таким образом, люди, будучи даже плотоядными (хотя люди до потопа были вегетарианцами) уже знали о том, какие животные являются по постановлению Ха Шем кошерными (правильными). И это приводит меня к следующему, заинтересовавшему меня стиху из Писания:
Берешит (9:3) Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все.
Отсюда мы можем сделать вывод, что вовсе не имело значения то, что Ноах и его отпрыски ели, ведь согласно Слову Г-спода каждое растения было пищей для них, а также все, что живет и движется на земле (после потопа человек стал есть мясо). И это могло бы отменить сам факт разделения животных на кошерных и некошерных. Но так ли это на самом деле? Является ли, например, Плющ Ядовитый съедобным растением? Или некоторые животные не являются ли смертельно ядовитыми и несъедобными для человека? Дело в том, что Ноах уже знал, какие животные по определению Г-спода являются чистыми. И он был не только проинструктирован, какие из животных являются чистыми по отношению к Г-поду для совершения подношения, но более того, ему было сказано взять семь пар чистых животных на ковчег, в то время как нечистых бралась только одна пара. Я думаю, что Рав Шауль объяснил это лучше:
Коринфянам Алеф (6:12) Вы говорите: «Все мне позволено»? Может быть, но не все полезно. «Все мне позволено?» Может быть, но что касается меня, я не допущу, чтобы что-то стало управлять мною.
Знания дают нам мудрость и здравый смысл, чтобы мы могли сделать правильный выбор. У Ноаха было это знание от Г-спода, какие животные чистые, а какие нет, теперь у него был свободный выбор.
Следующий стих, на который я собираюсь обратить ваше внимание:
Берешит (7:6-7) Ноах же был шестисот лет, как потоп водный был на земле. И вошел Ноах и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
Люди часто спрашивают, почему же болеют и умирают дети. Они понимают и принимают смерть старого человека, но не могут смириться со смертью ребенка. Итак, мы узнаем кое-что очень интересное из вышеприведенного стиха: несмотря на то, что в поколение Ноаха жили, должно быть, сотни тысяч детей, но ни один из них не вступил на ковчег. Только восемь человек взошли на борт судна, и среди них не было детей. Думали ли вы когда-нибудь об этом? И если думали, то хотели ли бы вы знать, почему так это произошло? Я уверен, что ответ можно найти в Писании.