«ЙЕШУА ХА МАШИЯХ, МОШЕ ХА ШЕНИ (ВТОРОЙ МОШЕ)» Диврей Тора Ваехи (И жил); Конгрегация Мелех Израэль, Торонто, Канада
 
http://www.cmy.on.ca/toraportions2000/bereshit/parashot/vayechi5765/vayechi5765rs.htm
Конгрегация Мелех Израэль, Торонто, Канада
www.cmy.on.ca - cmy@ca.inter.net
 

«ЙЕШУА ХА МАШИЯХ, МОШЕ ХА ШЕНИ (ВТОРОЙ МОШЕ)»

Диврей Тора Ваехи (И жил):

*    Берешит / Бытия 47:28 -50:26
*    Мелахим Алеф / IЦарств 2:1-12
*    Кефа Алеф / I Петра 1:1-9
*    Donate On-Line (Here)

Я хочу почерпнуть тему моего комментария к недельной главе Торы из самого первого абзаца:

Берешит (47:27-30) И жил Исраэйль в земле Египетской, в земле Гошэн, и стали в ней оседлыми, и плодились, и весьма умножились. И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Яакова, годов жизни его, сто сорок семь лет. И подошло время Исраэйлю умереть, и призвал он сына своего Йосэйфа, и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, то положи руку твою под бедро мое и окажешь мне милость и верность: не хорони меня в Египте. И дабы лечь мне с отцами моими, вынесешь ты меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице.

Обратите внимание, что имя Яакова, данное ему при рождении, поочередно используется вместе с другим именем, данным ему Б-гом - Исраэйль. И есть определенный умысел в использовании этих двух имен. Давайте посмотрим: в первом предложении говорится об Исраэйле как о нации, в контексте: “и стали в ней оседлыми и плодились. Затем в следующем предложении мы видим чередование имен с “Исраэйль” на “Яаков”, и здесь уже говорится о годах жизни Яакова как отдельной личности. Здесь мы видим определенную структуру: имя “Яаков” используется как имя отдельного индивидуума, а имя “Исраэйль” - когда говорится о нации или отце народов.

Тем не менее, в главе прослеживается еще одна модель (это же самое мы встречали и в чтении Торы на прошлой неделе). Сейчас я приведу цитату из главы для чтения на прошлой неделе, чтобы проиллюстрировать наш предмет разговора: Берешит (45:25-28) И поднялись они из Египта, и пришли в землю Кынаанскую к Яакову, отцу своему. И известили его, сказав: Йосеф еще жив, и он владычествует над всею землею Египетскою. И сердце его смутилось, ибо он не верил им. И пересказали они ему все слова Йосефа, которые он говорил им, и когда увидел он повозки, которые прислал Йосеф, чтобы везти его, ожил дух Яакова, отца их, и сказал Исраэйль: довольно! Еще Йосеф, сын мой, жив; пойду и увижу его, прежде чем умру.

Из этого отрывка мы видим, что дух Яакова угас с того момента, как только он узнал о мнимой смерти сына своего Йосефа. Также из разговора Йеhуды с наместником Паро (его братом), а также из содержания всей предыдущей главы, мы видим, что потеря любимого сына Йосефа обернулась пустотой в жизни Яакова. Это была настоящая пустота. Это очевидно из содержания из содержания двух глав: страшная потеря обернулась для Йосефа сомнениями в Б-ге и как следствие этого сомнения - наступила духовная смерть. Но как только мы, следуя повествованию, узнаем, что Йосеф жив, то и вера Яакова возвращается и его дух оживает. Я бы даже сравнил этот опыт Яакова с возвращением вероотступника к вере. По той или иной причине кто-то теряет веру в Г-спода на какое-то время для того, чтобы вернуться в тот момент, когда вера вернется опять после пережитого возрождения.

Эта модель раскрывается нам дальше, по мере того, как мы читаем главу Ваехи. Обратите внимание на тот факт, что перед пророческим благословением Яаковом сыновей Йосефа Эфраима и Мынаше, он упоминается как Исраэйль, а не как Яаков (стихи 48:10-16). То же самое верно, когда Яаков готовится благословить своих двенадцать сыновей перед своей смертью: примечательно то, что, призывая сыновей, он назван Яаковом, но когда он уже близок к моменту пророческого благословения, Писание называет его Исраэйлем: “…и послушайте Исраэйля, отца вашего” (Берешит 49:1-2)

И еще одно, последнее мое наблюдение, о котором я хочу рассказать вам, прежде чем я завершу этот комментарий, и опять это почерпнуто из начального отрывка нашего чтения на этой неделе:

Берешит (47:29) И подошло время Исраэйлю умереть…

При первом чтении этого предложения читателю обычно кажется, что речь здесь идет о человеке по имени Исраэйль, который стоит на пороге своей смерти. Но по мере того, как нам открывается истина, мы видим все на новом, более глубоком уровне понимания.

Исраэйль как нация жил и процветал в Египте, стране Гошэн. Они умножились не только численно, но возросло также их благосостояние. И нам говорится, что их патриарх, их духовный лидер находится при смерти. Однако фактически здесь имеется в виду, что не человек по имени Исраэйль умирает, но дух веры Исраэйля находится на последнем издыхании. Далее об этом написано в Писании, это следует вскоре после того, как Исраэйль благословил своих сыновей и умер:

Берешит (49:28-33) Вот все двенадцать колен Исраэйлевых, и вот что сказал им отец их; и благословил их, каждого по его благословению благословил их. И заповедал он им, и сказал им: я собираюсь к народу моему; похороните меня при отцах моих, в пещере, которая на поле Эфрона Хэйтийца. В пещере, которая на поле Махпэйла, что перед Мамрэй, в земле Кынаанской. На поле, которое купил Авраам у Эфрона Хэйтийца в собственность для погребения. Там похоронили Авраама и Сару, жену его; там похоронили Ицхака и Ривку, жену его; и там похоронил я Лэю. Поле это и пещера, которая на нем, куплены у сынов Хэйта. И окончил Яаков завещать сыновьям своим, и поднял ноги свои на постель, и скончался, и был приобщен к народу своему.

Когда Исраэйль пророчествовал своим сыновьям, ты видим его Исраэйлем, но после того он дал последние инструкции Йосефу о своих похоронах, Яаков, человек, умирает.

Исраэйль как нация умер не в один день, вернее, с этого дня наступило начало конца. Патриарха, который сплотил семью и был оплотом веры, не стало… И как это ни печально, но история свидетельствует, что с этого момента Исраэйль медленно, но верно стал впадать в идолопоклонство, сохраняя при этом, однако, свою автономию. И если бы сыны Исраэйля не были бы порабощены египтянами, то наверняка они бы были ассимилированы местным населением и прекратили бы свое существование как народ.

И это происходило до тех пор, пока на сцену не пришел Моше, чтобы привести этих людей в Г-споду, чтобы они снова вернулись к жизни. После сотен лет духовного небытия у подножия горы Синай, вместе с дарованием Торы Исраэйль возродился духовно. И, тем не менее, со смертью Моше Исраэйль, теперь уже нация, пустился в опасные игры с верой, что привело еще раз к духовной смерти и их платой за это стало изгнание.

И это длилось долгое-долгое время до прихода Йешуа Ха Машияха (Мессии), второго Моше, когда сыны Исраэйля возродились снова:

Деварим (18:18-19) Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им все, что Я повелю ему. И будет, человек, который не послушает слов Моих, которые тот говорить будет именем Моим, с того взыщу Я.

К сожалению, не все сыны Исраэйля признали своего Машияха. Многие из них из них до сих пор остаются верными суррогату подлинной веры - религиозности, отвергая силу, дарованную свыше. Их вера заключена в жесткие рамки религиозной системы, которая порабощает их. И все же Г-сподь позволил это с той целью, чтобы сохранить их обособленно как единую нацию до самого последнего возрождения. Этот день приближается и он наступит скоро, когда Машиях Йешуа вернется, как сказано нам в Писании:

Захария (12:10) А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем. Как рыдают о единородном сыне, и скорбеть. Как скорбят о первенце.

В это время все сыны Яакова, пережившие День Бедствия Яакова (пору невзгод), возродятся и станут сыновьями Исраэйля, обновленными свыше. Каким благословенным это будет день!

Римлянам (11:15) Ведь если отвержение Йешуа с их стороны несет примирение миру. То что же принесет принятие? Это будет жизнь из мертвых.

Сайт управляется системой uCoz