«Все ли дороги ведут к Б-гу?» (часть 2)
Диврей Тора Бешалах (Когда отпустил):
* Шемот / Исход 13:17-17:16
*
Шофтим / Судей
4:4-5:31
* Йоханан / Иоанна 6:22-40
* Donate On-Line (Here)
Шемот (13:17) И было, когда Паро отпустил народ, Б-г не повел их по дороге земли Пылиштим, ибо близка она; потому что Б-г сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет.
В тот момент, когда я читал этот короткий вводный отрывок в главе Бэшалах, мне вспомнился вдруг опыт моего собственного спасения и, возможно, этот отрывок вам тоже он напомнит о вашем собственном спасении.
Ха Шем, конечно, мог бы повести сынов Исраэйля и более прямым путем к горе Синай, но Он не сделал этого. Он не повел их прямой дорогой, поскольку только что спасенные люди могли столкнуться с возможностью военного конфликта с Филистимлянами, которые всегда были смертельными врагами сынов Исраэйля. (Интересно, однако, что арабы с Западного берега и сектора Газа не взяли себе это имя). И с моей точки зрения, это решение Г-спода было удачным не только с политической точки зрения, но и для Исраэйля это был своего рода медовый месяц, хотя и недолгий.
Как только что избавившимся людям, Исраэйлю нужно было время, чтобы ощутить свою свободу и насладиться радостью избавления. Несомненно, если бы они, выйдя из Египта, сразу же попали бы в пекло войны, то, скорее всего это бы лишило их мужества и уверенности в себе. И возможно, что в скором времени они предпочли бы вернуться обратно в рабство, в страну, внушающую ужас, но в которой они все-таки выжили. Итак, Ха Шем повел их долгой и пустынной дорогой в обход.
Этот прием напоминает мне во многом современный брак. Сначала начинается все с ухаживаний, затем - свадьба. После свадьбы наступает медовый месяц – время, когда жених и невеста исследуют свою любовь друг к другу и наслаждаются своим новым статусом. Однако после свадьбы наступает время супружества, это уже реальность! Я полагаю, что Г-сподь поступал именно так и с сынами Исраэйля: они действительно нуждались в пусть даже и коротком медовом месяце, перед наступлением будничной реальности, которую неизбежно потребуют новая жизнь и Он.
Спасение сынов Исраэйля было безвозмездным даром для них. И в Писании нет никакого указания на то, что Исраэйль заслужил это спасение. И в Писании не говорится нам, что они были религиозны, и не говорится нам также, что они были праведными. И как раз обратное открывается нам в нижеследующем Писании. Исраэйль вышел из Египта, неся с собой множество языческих верований. И именно поэтому было необходимым для них пройти процесс очищения в пустыне длиной в сорок лет. Одной из языческих практик была так называемая «поднятая рука» («Хамза – рука Мириям, здесь имеется в виду сестра Моше и Аарона). Это так называемый талисман «на счастье», часто выполненный в виде ладони с оком в центре. Этот амулет носится на цепочке или рисуется на стенах, и евреи считают этот амулет своим талисманом. Вполне безобидный на первый взгляд символ, имеет свои корни, тем не менее, в языческом божестве Египта. Безвозмездное дарование Исхода из Египта распространилось и на многих других людей из иных народов; да, они были спасены тоже. Они были включены в состав тех, кто были порабощены Египтянами либо те, кто проживал в Египте и боялся Г-спода. Это люди также следовали Его наставлениям и нанесли кровь Пасхального агнца на косяки своих дверей. Они тоже покинули вместе с сынами Исраэйля, и все они составили ту многоликую толпу, о которой говорится в Писании.