Фриц Фолль

К вопросу об “иудеохристианах”
и “обращенных евреях”

Иудейская община считает
обращенных евреев христианами

Для иудеев вопрос об обращенных (принявших христианство) евреях имеет вполне однозначное решение: еврей, присоединившийся к христианской церкви, не может больше оставаться членом иудейской общины. Если еврей начинает признавать божественность Христа, приходит к тринитарному пониманию Бога, входит в христианскую общину через крещение, то все это рассматривается как нечто несовместимое с иудаизмом. При этом обращенные евреи задают вопрос: если даже нерелигиозные евреи, евреи-атеисты продолжают считаться членами еврейской общины, но почему к таковым не относятся евреи, которые отличаются от всех других религиозных евреев только верой в Иисуса Христа? Ведь могло же такое положение иметь место в I в. н.э., до того момента, как церковь окончательно утвердилась в качестве нееврейской и антииудейской общины! После двух тысячелетий глубокой вражды между двумя общинами и параллельного развития в качестве отдельных религий, иудаизм и христианство могут в лучшем случае быть равными партнерами, а в худшем – продолжать противостояние. И некоторые христианские теологи выразили острожную надежду, что обращенные евреи однажды могли бы стать мостом между двумя общинами. Однако для иудеев эта идея неприемлема. Вопрос заключается и в том, что могут достичь христиане из диалога с людьми, которые, очевидно, хотят представлять сразу обе общины.

История христианской миссии к евреям

В прошлые века евреи часто подвергались насильственному крещению под угрозой пыток и смерти. Еврейских детей отбирали у их родителей с тем, чтобы они воспитывались в христианских домах. Членов еврейских общин порой заставляли выслушивать христианские проповеди в их собственных синагогах. Организовывались диспуты между иудейскими и христианскими учеными, с целью доказать преимущество христианской веры над иудейской.

Великое (христианское) пробуждение в XIX в. привело к появлению многих организаций, которые видели свою задачу в “миссии к евреям”. Импульс этого движения не угас и в XX в., повлияв, помимо прочего, на работу Международного миссионерского совета (IMC). В 1927 г. IMC сформировал Комитет по вопросам христианского подхода к евреям (IMCCAJ), для координации работы различных организаций и групп, связанных с миссионерской деятельностью. Комитет оставался влиятельным органом в предвоенные годы и принимал участие в съездах, итогом которых явилось создание Всемирного Совета церквей (ВСЦ). Комитетом признавался тот факт, что многие обращенные евреи продолжали следовать еврейским традициям, что многие из них не чувствовали себя полноценными членами церковных общин, где антииудейское учение и проповедь никогда не подвергались сомнениям. В результате возник вопрос: что делать с обращенными евреями? После долгой полемики, Комитет высказался против основания отдельной церкви, состоящей исключительно из обращенных евреев, и призвал церкви интегрировать обращенных евреев в церковную жизнь (О истории Комитета см.: Allan R. Brockway, For Love of the Jews: A Theological History of the IMCCAJ, 1927-1961, University of Birmingham, Birmingham, England: Ph.D. Dissertation, 1992).

Отношение расистов к обращенным евреям

В Европе в 1930-х –40-х гг. антисемитская расистская политика нацистов проводилась по отношению к иудеям, к обращенным евреям, к потомкам обращенных евреев. Все они считались евреями и, соответственно, подвергались преследованиям. Церквям предписывалось увольнять пасторов, имеющих еврейские корни. В то время как церкви в целом предпринимали мало усилий, чтобы помочь своим прихожанам, имеющим еврейские корни, и потомкам обращенных евреев, отдельные христиане и общины пытались помочь им покинуть страны с фашистским режимом. В свою очередь, иудейская община считала обращенных евреев христианами, и не оказывала им помощи ни до Холокоста, ни после него. В некоторых восточно-европейских странах обращенные евреи до сих пор ощущают расовую дискриминацию, подобно иудеям.

От миссии к диалогу

Комитет по вопросам христианского подхода к евреям продолжал действовать и по окончании II Мировой войны. После основания государства Израиль, недавно образованный ВСЦ стал испытывать давление церквей, требующих оказать политическую поддержку действиям против еврейского государства. Со своей стороны, представители миссионерского движения указывали ВСЦ на особые теологические моменты, обуславливающие отношение к Израилю. Некоторые из них даже заявляли, что евреи не должны быть включены в христианскую миссию: “Входят ли евреи во ‘все народы’? Нет. Несомненно, в Ветхом и Новом Завете выражение ‘все народы’ относится ко всем прочим народам, помимо еврейского. Евреи отличаются от прочих народов тем, что Бог избрал их и назвал ‘своим народом’”. Именно таким образом в 1956 г. прокомментировал Великое Поручение (Мф 28:19) Вильгельм Фишер (Wilhelm Vischer, цит. по A. Brockway, For Love of the Jews, p. 147 n.3). Сами миссионеры активно пролагали путь новому пониманию христианско-иудейских отношений. В 1961 г. IMCCAJ, в составе Международного миссионерского совета, в полном составе вошел во Всемирный Совет церквей и получил название Комитета по отношениям церкви с еврейским народом. В 1982 г. новый подход церквей к взаимоотношениям христиан с еврейским народом получил практическое воплощение: Исполнительный комитет ВСЦ рекомендовал церквям отказаться от миссионерского подхода в пользу диалога.

Обращенные евреи: Мессианские евреи,
Иудеохристиане, Евреи за Иисуса

Уже в первые два века христианской веры общины иудеохристиан (назареев, эбионитов и др.) отторгались как иудейской общиной, так и нееврейской церковью. Они не принимали участия ни в становлении раввинистического иудаизма, ни христианской церкви. Некоторые иудейско-христианские общины просуществовали в Сирии до VII в. и исчезли только с появлением ислама. Точно также и нынешним группам обращенных евреев грозит участь разделить судьбу древнего иудеохристианства: их отвергает иудейская община и с трудом воспринимают христианские церкви.

Некоторые евангелические и многие фундаменталистские церкви, не связанные с ВСЦ, до сих пор видят свое призвание в евангелизации евреев. Вместо того, чтобы быть автоматически интегрированными в существующие христианские конгрегации, обращенные евреи вынуждены создавать свои собственные общины. Теология этих сравнительно новых течений носит диспенсационалистский и эсхатологический характер (О “диспенсациях” см. The Scofield Reference Bible, p. 5[4] или The Companion Bible, Appendix 195). Эсхатологическая надежда состоит в том, что Израиль как единое целое однажды будет “спасен”, в том смысле, что иудеи примут Иисуса как мессию. В диспенсационалистском плане, имеет место вера в то, что “времена язычников” (Лк 21:24) подходят к концу, и что обращение Израиля начинается с движений, подобных “мессианскому иудаизму” (Рим 11:25–26). В Израиле такого рода группы официально запрещены. Связанные с ними евангелисты-проповедники обвиняются в том, что пользуются положением евреев, выросших в атеистической среде и мало что знающих об иудаизме. Наоборот, римско-католическая церковь и многие церкви, входящие в ВСЦ, опираясь на Рим 9–11, полагают, что завет Бога с Израилем, как единым целым, не отменен, а иудаизм (т.е. весь Израиль) рассматривается ими как родной и равный брат христианства (см. H. H. Henrix, The covenant has never been revoked).

Нынешнее положение

Для церквей-членов ВСЦ очень полезным оказался опыт, приобретенный в ходе консультаций ВСЦ с представителями еврейской общины. Многие из них приветствовали заявление Исполнительного комитета ВСЦ “Экуменический подход к иудейско-христианскому диалогу”. Евангелизация и обращение отвергнуты в пользу диалога и взаимного свидетельства. Диалог может сблизить две общины ради сотрудничества в достижении общих целей; он также способствует углублению веры и знаний друг о друге участников диалога. Христиане вместе со многими иудеями разделяют надежду на лучший мир под правлением Божьим. Они хотят совместно трудиться здесь и сейчас ради справедливости, мира и защиты Божьего творения. В ходе диалога иудеи и христиане стремятся к дружеским взаимоотношениям, которые помогают им узнать друг друга и исправить искаженные представления, сформировавшиеся в течение долгого периода вражды.



Сайт управляется системой uCoz